Основные игровые тренды прошедшего десятилетия [Часть 2]

26.01.2020 в 14:28 Pavel Larionov
future gaming

Топ 10 основных трендов в игровой индустрии за прошедшие 10 лет

В первой части мы рассмотрели некоторые тенденции развития игр как лутбоксы, появление жанра Battle-Royale, игры серии Dark Souls, GTA Online и появление игр-сервисов. Во второй мы коснёмся более общих трендов, которые меньше связаны с конкретными жанрами и
вырисовывают перед нами контуры возможного будущего.

Кросс-плей

Кросс-плей Crossplay

Говоря о кросс-плее или кроссплатформенном мультиплеере, нельзя не упомянуть Minecraft. Именно Minecraft стал, по сути, первой игрой, которая доступна на множестве платформ с возможностью совместной онлайн-игры. Эта игра и сама по себе заслуживает внимание как отдельный феномен.

Minecraft был первоначально выпущен в 2009 году, как независимый проект, а позже перешла под крыло Microsoft. Minecraft показал важность предоставления игрокам реальной свободы творчества, а не графики, озвучки или сюжет. Открытый мир-песочница, в которой вы можете делать, создавать и разрушать практически всё, что захотите. Minecraft чётко укладывается в основные игровые тенденции, это игра-сервис с микротранзакциями и теперь даже с собственной подпиской на контент. По сей день Minecraft является одной из самых массовых игр и, в некотором смысле, идейным флагманом индустрии, в том числе и потому, что доступен сразу практически на всех возможных платформах с возможностью кроссплатформенного мультиплеера.

Игроки с Xbox One, Windows 10, iOS, Gear VR, Android, Nintendo Switch и даже теперь с PlayStation 4, несмотря на упрямство ретроградов из руководства Sony, теперь могут свободно играть в Minecraft друг с другом по сети. Позже это было реализовано и во второй трендовой игре десятилетия — Fortnite и даже в новом Call of Duty кросс-плей был доступен уже на старте. Вспомните, как было десять лет назад: Xbox 360, PlayStation 3, Nintendo Wii и PC — каждый игрался в своей песочнице, и это было нормально, никто не ждал и не требовал от того же Call of Duty возможности играть c фанбоями из другого лагеря. В пользу закрытых межплатформенных границ есть множество вполне справедливых аргументов из области безопасности, но ситуация с Minecraft и PlayStation 4 явно показала, что основной барьер носил скорее корпоративный или идеологический характер. И только благодаря развитию таких сервисных игр как Minecraft и Fortnite эти границы удалось сломать. Хотя переход на новое поколение консолей тоже сыграл свою роль. Согласитесь, какой бы популярной не была консоль, её продвижение зависит от игроков, которые не должны быть ограничены в свободе выбора.

Ренесанс инди-игр

Ренесанс инди-игр

Инди-игры, то есть игры от независимых разработчиков-одиночек и совсем небольших студий. Выше упомянутый Minecraft, на момент своего рождения, был как раз такой игрой. Возможно, в том числе и его пример доказал, что даже малыми силами возможно стать одним из лидеров индустрии и перейти в высшую лигу, ведь в конечном счёте важно нащупать, то что полюбят игроки, как это удалось создателям PUBG и Dark Souls.

Несмотря на возросшую вычислительную мощь консолей и PC и возможности получить на выходе практически фотореалистичную картинку, в то же самое время мы стали свидетелями настоящей эпохи Возрождения для независимых игр, которые по своей графике скорее напоминают игры 30, а то и 40-летней давности. С одной стороны, у этого феномена есть рациональное объяснение, ведь у начинающих и независимых разработчиков нет ресурсов, чтобы на коленке создать игру, которая сможет тягаться с GTA или Fortnite, но, с другой, даже крупные издатели заигрывают с новым трендом, выпуская просто похожие игры. В основе этого явления всё же лежит возможность самореализации, которая со временем стала проще и доступнее. А коммерческий успех таких игр, как Minecraft, The Binding of Isaac или Terraria показали, что за счёт таланта и уникальной идеи, возможно добиться много.

Но успех здесь, напрямую зависит от возможности распространения. И благодаря попаданию инди-направления в тренд, крупные кампании вроде Valve и Microsoft организуют специальные программы поддержки независимых разработчиков, такие как ID @ Xbox, вкупе с возможностью раннего доступа к таким играм. Кроме того, появление таких игр в сервисах типа Xbox Game Pass, очевидно, способствуют их распространению и позволяют игрокам знакомиться с экспериментальными проектами, не рискуя покупкой игры вслепую.

VR и Kinect

VR и Kinect

Пробовать виртуальную реальность игроделы начинали ещё в 90-х, выпустив Nintendo Virtual Boy. Kinect тоже отчасти был альтернативным вариантом дополненной реальности, но только в последние несколько лет это направление постепенно начинает набирать обороты с HTC Vive, Oculus Rift и PSVR.

Конечно, пока что рано говорить об общем знаменателе для этого тренда. Поиски потребительской формы всё ещё ведутся, надевание шлема и управление с помощью физических контроллеров пока, что не воспринимается как нечто естественное. Несмотря на то что Kinect сошёл с дистанции в этом забеге, во многом из-за провального запуска Xbox One, когда приходилось обрубать малоэффективные направления, сам тренд пока скорее пребывает в зачаточном состоянии. Потенциал у него, безусловно, есть. Таким играм как Beat Sabre и SUPERHOT уже удалось показать, как VR может изменить то, как мы играем в игры. Но серьёзные разработчики пока, что не сильно торопятся вкладываться в создание серьёзных проектов, да и сама Sony не спешит делать для PSVR игры уровня God of War или Last of us. Также и Microsoft со слов главы Xbox, Фила Спенсера пока не собирается выпускать VR на Xbox, в том числе и потому ,что запрос со стороны игроков на самом деле не так велик.

Облачный гейминг и Project xCloud

Project xCloud

Следующее направление, которое стало возможным, благодаря развитию сетевых технологий — это облачный гейминг или возможность играть с удалённого сервера через интернет. Примерно со второй половины 2010-х индустрия буквально беременна появлением сервисов для трансляции игр. GeForce Now, PS Now, Google Stadia и, конечно же, Project xCloud. Крупные компании справедливо видят в этом одно из перспективных направлений ближайшего будущего и уже сейчас пытаются выпустить свой сервис на рынок.

Концептуально это идея логически следует из развития сервисов транслирующих игры как Twitch. Смотря как играет другой человек, вы хотели бы присоединиться к нему или начать проходить игру самостоятельно. Чтобы реализовать своё желание, вам нужно будет в лучшем случае хотя бы купить игру, это при условии, что у вас уже есть подходящая для неё есть платформа. В идеале мы могли бы просто тут же запускать игры прямо в окне браузера или на ТВ один клик. По большому счёту, сегодняшний уровень технологий в принципе это позволяет, но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, это задержка ввода, а во-вторых — ограниченные возможности сетевой инфраструктуры, т.е. наличие разветвлённой сети серверов и дата-центров.

И хотя Project xCloud, как нетрудно догадаться из названия, пока на стадии проекта, но именно он, по обоюдному мнению аналитиков и журналистов, является наиболее перспективным сервисом для облачных игр, именно благодаря ресурсам и уже готовой инфраструктуре корпорации Microsoft. Уже сейчас в таких странах, как Южная Корея, США и Великобритания, полным ходом идёт тестирование Project xCloud, так сказать, в полевых условиях. Вероятно, уже в этом году мы можем ожидать его полноценный запуск, а распространение сетей 5G, в теории, позволит решить проблемы с задержкой. К сожалению, перспективы того и другого на территории России довольно туманны.

Xbox Game Pass

Xbox Game Pass

Если выбирать самый главный тренд прошедшего десятилетия, то это игровые сервисы по подпискам и их общепризнанный лидер Xbox Game Pass/Xbox Game Pass Ultimate. Заимствуя основную идею у сервисов, транслирующих фильмы и сериалы по подписке, игровой аналог на Xbox проделал долгий путь от предоставления онлайна и всего двух игр в месяц вначале[Xbox Live Gold для Xbox 360] , до сегодняшнего дня, когда мы имеем доступ к сотням игр сразу с трёх поколений консолей и PC [Xbox Game Pass Ultimate].

Предоставление игр по подпискам, само по себе, не является такой уж революционной идеей и Microsoft отнюдь не была здесь первой. В 2010 году Sony представила свою подписку PlayStation Plus, которая во многом уже тогда напоминала сегодняшний Xbox Game Pass: у подписчиков был доступ к постоянной библиотеке собственных игр от внутренних студий Sony и как минимум по четыре игры в месяц. Эти игры были ещё достаточно актуальны и предоставлялись как для старшей платформы PlayStation 3, так и для портативной консоли PlayStation Portable, а затем и PlayStation Vita. Со временем PlayStation Plus растеряла все свои основные преимущества, фактически освободив дорогу для Xbox Game Pass.

Сегодня Xbox Game Pass, по сути, объединяет в себе все лучшие черты былого PlayStation Plus и EA Access, драматически расширив собственную библиотеку и увеличив количество добавляемых ежемесячных игр. Это тренд, к которому присоединяются практически все кому не лень: Origin Access, Uplay Plus, Humble Bundle, Nintendo Switch Online, Apple Arcade, Play Pass и так далее. Но среди всех прочих Xbox Game Pass Ultimate — это передовой локомотив, который едет по рельсам других тенденций: способствует продвижению игр сервисов, помогает независимым разработчикам распространять свои игры и, по всей видимости, станет «материальной базой» грядущего Project xCloud.

Так что в итоге?

Игровая индустрия как любая другая индустрия постепенно переходит в сферу услуг. За прошедшие десять лет мы явно видим смену парадигмы того, что есть игры. Это манифестирует в развитии микротранзакций, игр-сервисов, подписок и облачного гейминга. В конце концов, игра как интеллектуальный или, если точнее сказать, виртуальный продукт нацелена на предоставление развлечения, а все остальные материальные звенья этой цепочки для большинства потребителей всего лишь средство доставки и воспроизведения, которые со временем должны стать часть инфраструктуры, чтобы в итоге мы могли бы просто запустить любую игру на любом экране в любое время. Многие видят в этом угрозу для одиночных игр, что в каком-то смысле, конечно, правда, но лишь отчасти.

В мире идей ничто не умирает окончательно, на новом витке технологического развития они возродятся в новом обличии и лишь Ведьмак 4 или Cyberpunk 3077 будут изредка напоминать нам о том, какими они были когда-то.


Следите за скидками и новостями в нашем паблике Вконтакте

Поделиться: