Борьба Xbox за Японию

Xbox в Японии Titanfall

Из-за грядущего выхода консолей нового поколений, СМИ снова возвращаются к теме плохих продаж Xbox на азиатском рынке

Игровой рынок Японии в 2016 году оценивался в 12,4 миллиарда долларов, что делает его одним из крупнейших в мире и все же консоли Microsoft никогда не находили там настоящего успеха. За последние несколько лет Фил Спенсер (Phil Spencer) и другие ТОП-менеджеры Microsoft стали вновь уделять большое внимание азиатскому рынку. Речь идёт и о найме главы азиатского рынка и о личном посещении руководителей корпорации Страны восходящего солнца. Но, несмотря на это, Xbox как консольный бренд не пользуется популярностью в Японии. Для примера в этой стране за этот же период было реализовано 8 млн Nintendo Switch и 7 млн PlayStation 4. Так почему же Microsoft продолжает упорно бороться за этот рынок?

Продажи консолей в Японии в 2018 году

Игры, которые привлекают Японию

Наличие солидной библиотеки игр для потребителей крайне важно для любой консоли. Во времена оригинального Xbox, понятно, с этим было проблемно. Microsoft часто изо всех сил пыталась заставить японских разработчиков примкнуть к их стороне. Например, легендарный гейм-дизайнер Синдзи Миками (Shinji Mikami), известный по разработке Resident Evil отклонил предложение Microsoft о выпуске Resident Evil 4 в качестве Xbox эксклюзива. Разочаровавшись в PlayStation 2, Миками провёл переговоры с Microsoft и Nintendo, но они были прерваны с американцами из-за разницы в философии. Позднее, Resident Evil 4 вышел как эксклюзив для Nintendo GameCube и только потом, спустя время, эту эксклюзивность RE 4 потеряла. Это всего лишь один пример того, как бизнес-решения зависят от менталитета.

Nintendo GameCube - Resident Evil 4 Limited Edition
Nintendo GameCube Resident Evil 4 Limited Edition

Однако не всё было обречено для Xbox. Во время проведения Tokyo Game Show в 2001 году Microsoft объявила, что Sega опубликует около десяти эксклюзивов для оригинального Xbox. В результате некоторые японские разработчики ранее выпускавшие эксклюзивные игры, выпустили их на Xbox. К ним относятся культовая классика, такая как Jet Set Radio Future, Panzer Dragoon Orta и Shenmue 2.

Благодаря наличию крупного японского стороннего издателя, работающего с Microsoft, всё выглядело позитивно. Игры Sega привлекали интерес японских геймеров, однако, из-за различий в планах развития онлайн-сервисов на Xbox никогда не выходили игры от Dreamcast. Но что ещё хуже, такие игры, как Jet Set Radio Future и Gunvalkyrie, не очень хорошо продавались в Японии, несмотря на положительные отзывы. Эксклюзивы Xbox не могли понравиться широкой японской аудитории. В результате Sega выпустила ещё много игр на всех консолях, причём PlayStation 2 получила больше всех.

Xbox original and Dreamcast

Результатом этого, стали относительные высокие продажи Xbox 360 в Японии – 1,5 млн X360 против 500 000 оригинального Xbox. Стоит отметить, что Xbox 360 отстаёт по количеству проданных единиц Nintendo и Sony, но он показал лучший результат, обогнав Xbox One. Можно предположить, что это произошло из-за более мощной маркетинговой кампании, а также более низкой стоимости по сравнению с PlayStation 3, но здесь стоит учесть и то, что на Xbox 360 были более представлены игры, интересовавшие японских геймеров. Японские ролевые игры (JRPG) были более распространены на Xbox 360, среди них были такие, как Blue Dragon, Lost Odyssey и Eternal Sonata.

Разница в культуре

Несмотря на то что Xbox 360 улучшил продажи по сравнению с предшественником, он всё ещё не догнал конкурентов. Вот где различия в культуре становятся актуальными, оказываясь ахиллесовой пятой Microsoft. Можно предположить, что японский потребитель патриотично настроен и предпочитает товары отечественного производства.

Фил Спенсер и Такаши Сэнсуй
Фил Спенсер и Такаши Сэнсуй

Тогдашний руководитель японского подразделения Xbox Такаши Сэнсуй (Takashi Sensui) говорил по этому поводу следующее: «Xbox провалился в Японии, не продолжает терпеть неудачу в Японии, потому что люди здесь не хотят покупать продукт у иностранной компании». Но если посмотреть на другие товары, то окажется, что Windows остаётся доминирующей операционной системой PC в Японии, телефоны Apple продолжают продаваться с ошеломляющим успехом (доля iPhone на рынке мобильных телефонов в 2016 году составила 51,7%). Поэтому неудачи Xbox на Востоке, скорее всего, связаны с самой консолью, а не с привязанностью к бренду.

Красное кольцо смерти Xbox 360
Вся боль на одном фото из-за красных огней смерти Xbox 360

Бренд Xbox мало что предлагал полезного японскому геймеру, в частности, вспоминается «Красное кольцо смерти» на Xbox 360, которое поспособствовало развитию ассоциации Xbox с очень ненадёжной консолью. В результате относительно незначительная доля брака PlayStation 3 сделала её более привлекательной для покупателя. Вовлечение японского рынка требует гарантии качества, которую Microsoft не предоставляла на тот момент.

Возможно, главная причина всего этого – неправильное понимание Microsoft японской культуры. Недостаток общения с издателями заставил их опасаться работать с Microsoft, например, с Синдзи Миками. Это относится и к потребителям. Японские потребители хотят чувствовать, что бренды отвечают потребностям.

Из короткой истории Xbox мы можем сказать, что Microsoft действительно не приняла во внимание культуру Японии. В качестве примера можно привести бесконтактный контроллер Kinect 2.0 для Xbox One на запуске консоли. У многих людей в Японии просто нет места для использования Kinect. Ещё хуже то, что на старте он не поставлялся отдельно, а его необходимо было покупать вместе с консолью, а камера требовала постоянную работу в фоновом режиме. Это резко противоречит тому, насколько важна конфиденциальность для японских потребителей.

Kinect Fortnite Xbox One

Может ли будущее быть другим?

Знание проблем с восприятием и различиями в культурной ценности – это только начало. Так может ли Xbox избавиться от негативной репутации для следующего поколения? Чтобы сделать это, Microsoft должна будет доказать, что Xbox Scarlett является выгодным вложением средств по сравнению с конкурентами. С другой стороны, команда Xbox всё ещё пытается наладить партнёрские отношения, многочисленные визиты Фила Спенсера в страну могут помочь завоевать доверие японских разработчиков.

Что касается Xbox Scarlett, то, похоже, Microsoft проявляет осторожный оптимизм. Руководитель отдела маркетинга Xbox Аарон Гринберг (Aaron Greenberg) заявил, что «у нас гораздо больше поддержки со стороны Японии, чем прежде», и что он «всегда осторожен в определении неверных ожиданий или утверждениях».

Возможно, более обнадёживающими являются недавно приобретённые студии, Фил Спенсер изданию Video Game Chronicles упомянул: «Я думаю, было бы неплохо, если бы мы нашли азиатскую студию, в частности, японскую, чтобы добавить её в наши студии», и что «мы можем сделать больше». Только время покажет, найдёт ли Xbox Scarlett успех в Японии. Хотя, понимая прошлые ошибки, возможно, Фил Спенсер может привести Xbox к гораздо большему успеху.


Рекомендуем к прочтению:


Поделиться: