Падение и взлет Xbox One. Часть 1

Мы подготовили подробный рассказ в двух частях о развитии Xbox, о его неудачах и победах

Лучшая консоль на рынке, на сегодняшний день – это Xbox One X. Обладая невероятной производительностью и удобным контроллером, это лучшее место для игр сторонних разработчиков. Онлайн-сервисы Microsoft не имеют себе равных, предлагая такие вещи, как списки лидеров достижений, интуитивную организацию матчей и турниров, смену никнеймов, интерактивную трансляцию через собственный сервис Mixer. Программа обратной совместимости – самая продвинутая из всех, что мы когда-либо видели. Xbox One X стала воплощением идей миллионов игроков, но так было не всегда.

Чтобы понять философию Xbox One, мы должны вернуться в прошлое. Еще в 1995 году у Стива Перлмана, сотрудника, отвечающего за QuickTime от Apple и ныне не существующую службу потокового воспроизведения игр OnLive, была идея разместить телевизионный контент на персональном компьютере. В конце концов, он взял эту идею и превратил ее в нечто, называемое WebTV, которое Microsoft в итоге купила и представила в своей сети. В итоге проект WebTV был свернут, но он успел приоткрыть дверь в гостиную для корпорации.

Microsoft WebTv
Презентация WebTV в 1996 году. После покупки переименована в MSN TV

Microsoft является компанией-разработчиком программного обеспечения, а это означает, что ее цель распространить свое влияние как можно шире захватывая все больше устройств. Это заметно отличается от того, как работали такие компании, как Sony или Sega. Японские компании-производители оборудования, которые разработали программное обеспечение, как попытку продвинуть свое же оборудование. Sony, в частности, использовала свои игровые приставки для продвижения всех видов технологий, таких как телевизоры, DVD-диски и устройства Blu-Ray.

В течение многих лет Microsoft доминировала на рынке персональных компьютеров, легко продавая свои операционные системы. За годы до появления iPad Microsoft работала над устройством похожим на планшет, под названием Courier. Она также сотрудничала со швейцарской компанией Liebherr для производства интеллектуальных холодильников и даже купила финскую Nokia, чтобы продавать собственные смартфоны. Microsoft непросто хотела создавать операционные системы – она хотела быть везде.

Оригинальный Xbox

Оригинальный Xbox
Оригинальный Xbox

В 1998 году разработчик игр Шеймус Блэкли (Seamus Blackley), работая с графической группой над DirectX решил, что Microsoft должна создать собственную игровую консоль. Блэкли собрал команду, которая спроектировала и изготовила ее в 2001 году.

На заре существования новой консоли, Xbox столкнулся с такими гигантами индустрии, как Nintendo и Sony, которых преследовал успех PlayStation. Впоследствии консоль Sony была настолько успешной, что заставила Sega полностью покинуть консольный рынок.

К тому моменту, Microsoft накопила успешный опыт в выпуске аппаратного обеспечения. Одна из лучших компьютерных мышей в мире выпускалась под их брендом, ее клавиатуры были очень высокого качества, а джойстики Sidewinder доминировали на рынке отчасти только потому, что они поставлялись с популярным симулятором Microsoft Flight Simulator. Но американские приставки были не очень популярны. Такие консоли, как Atari Jaguar и 3DO никогда не были сверхприбыльными. Большая тройка японцев – Nintendo, Sega и Sony управляла рынком домашних консолей, пока Sega не свернула производство не выдержав чудовищной конкуренции от Sony. Стоит отметить, что японские разработчики также сделали подавляющее большинство консольных игр.

Самый популярный в мире джойстик начала нулевых

Вход Microsoft в консольный рынок был воспринят без позитивной ноты. Нашлись эксперты, которые считали, что американская компания не способна заниматься столь серьезным бизнесом, мол американская консоль не сможет стать такой же хорошей, как японская и тем более американские игры не смогут составить конкуренцию азиатам. Все это Microsoft не волновало, существовала только одна дорога через вашу гостиную и корпорация была готова потерять миллиарды, чтобы закрепиться на новом рынке – это именно то, что она сделала. Xbox стала самой влиятельной консолью. Звучит как странное утверждение, в конце концов, PlayStation 2 определила свое поколение, но если смотреть шире, то оригинальный Xbox определил вектор развития следующего поколения игровых консолей.

Некоторые эксклюзивы PlayStation 2, такие как Grand Theft Auto 3 перезапустили на Xbox. Другие серии, например, SSX и Metal Gear Solid, перешли из давних эксклюзивов Sony в мультиплатформенную серию. Шестое поколение стало последним, в котором игры от сторонних разработчиков нуждались в потребности в привязке к конкретной платформе. Но это не единственное достижение оригинального Xbox. Microsoft научила игроков сражаться по онлайн-сети. Конечно, на других консолях существовали функции онлайн-сессий, но ни одна из них не работала над стандартизацией онлайна как такового. Когда в 2002 году Microsoft запустила Xbox Live, у игроков были единые учетные записи и списки друзей, инвайты и другие функции, без которых сейчас нельзя представить современный онлайн-сервис консоли или игры-сервиса. А Выпуск Halo 2 в 2004 году показал, какой может быть площадка для онлайн-игр. Именно Halo ворвалась в профессиональный киберспорт онлайн-шутеров на консолях – игроки убедились на личном опыте, что геймпад не преграда для соревновательных пострелушек.

Демонстрационный диск 2002 года

Оригинальный Xbox вошел в историю как первая игровая консоль со встроенным жестким диском, позволяющим пользователям покупать и играть в загружаемые игры. PlayStation 2, возможно, была самой продаваемой консолью поколения, но Xbox дал представление о будущем консольного рынка! Это подготовило нас к тому, что случится дальше, Microsoft уже была готова к следующей генерации.

Xbox 360

Xbox 360 slim

Седьмое поколение приставок – венец развития технологий Xbox. Онлайн-игры стали нормой, а для инди-игр настал золотой век, благодаря Xbox Live Arcade. Сейчас невозможно представить игры без ачивментов, но мало кто помнит, что именно Xbox 360 совместно с Xbox Live первые реализовали эту функцию в 2005 году – на три года раньше, чем это сделала PlayStation 3. Кроме того, игрокам стали доступны вечеринки голосового чата, с помощью которых живое общение вышло на совершенно другой уровень. Sony прилагала все усилия, чтобы должным образом отвечать конкуренту, но качество ее предложений редко соответствовало заданным стандартам Microsoft.

Оповещение Achievement Unlocked, выскакивающее на Xbox 360, породило множество мемов

Xbox 360 стал популярным с крайне успешными Halo, Gears of War, серией гоночных игр Forza и уникальным играм, такими как Alan Wake и Fable. Это убедило разработчиков выпускать свои проекты на как можно большем количестве платформ. Эксклюзивные серии, такие как Final Fantasy и Devil May Cry стали мультиплатформенными, что означало для разработчиков одно – получение дополнительной прибыли. Фанаты пришли в ярость, они были убеждены, что за потерей эксклюзивов стояло вмешательство Microsoft и организовали сбор подписей под петицией, призывающей разработчиков прекратить всяческую поддержку корпорации из Редмонда.

wii-move-kinect

PS Move, Kinect 360 и контроллер Wii

Между тем с помощью Xbox 360 шла подготовка к революции в плане онлайн-дистрибуции игр. Выгода от такой схемы налицо – отказ от лишних посредников в доставке продукта потребителю, за счет чего достигается повышение маржинальной прибыли. Кроме того, наличие собственного онлайн-магазина обеспечило постоянную прибыль. Начало развития положила версия Xbox 360 с крошечным, по современным меркам, жестким диском на 20 Гб, но уже к концу поколения жесткий диск поставлялся объемом в 500 Гб. Наличие локального хранилища данных позволило игрокам покупать и загружать цифровые версии игр, минуя розничных торговцев.

Nintendo, потерявшая позиции с Nintendo 64 и GameCube, наконец, добилась успеха с Nintendo Wii. Семейная приставка появилась чуть ли не в каждом доме (в странах СНГ консоль не добилась успеха и покорила сердца лишь преданных фанатов). Главной особенностью Wii стало управление и богатый выбор аксессуаров. С помощью беспроводных нунчаков игроки взаимодействовали с игрой на ином уровне, по сравнению с классическим управлением с помощью геймпадов. Интерактивным развлечением заинтересовались домохозяйки, пожилые люди, и другие социальные группы, которые до этого избегали видеоигр. Другими словами, Nintendo Wii стала центром притяжения семейного отдыха с невероятным рынком сбыта. Sony не могла не заметить феноменальный успех конкурента и последовала примеру, как всегда, выбрав безопасный маршрут. Схема управления у Wii работала, поэтому Sony выпустила очень схожее устройство – PS Move. Microsoft, всегда стремившаяся отличаться от конкурентов, пошла по другому пути – так появился бесконтактный контроллер Kinect.

Kinect непросто отличался, он открыл перед игроками совершенно другой способ управления консолью. Вместо того, чтобы держать в руках нунчаки или мувы, Microsoft предложила просто находиться перед камерой и управлять с помощью жестов и голоса. Рекламный ролик технологии выглядел круто, хотя сама концепция все же не была новой – Sony пробовала нечто подобное с EyeToy (камера для PlayStation 2, умеющая частично распознавать цвета и жесты), но Microsoft пошла ва-банк с Kinect. Какое-то время казалось, что бесконтактный сенсорный игровой контроллер добьется того же успеха, как Wii и даже превзойдет его. Спустя всего несколько месяцев после выхода, Kinect стал самым продаваемым электронным устройством всех времен.

Реклама Xbox Live в Японии
Xbox Live может заставить вас уснуть в спагетти, гласила японская реклама в 2002 году

К окончанию жизненного цикла Xbox 360, Microsoft усвоила три урока:

  • пользователи ждут от игровой консоли больше возможностей, чем просто запуск игры;
  • игры с активным управлением действительно популярны;
  • будущее за электронной дистрибуцией.

Это было видение боссов корпорации, но поклонники все еще думали иначе. Популярность и востребованность Xbox 360 снижалась на протяжении поколения. Качество эксклюзивных игр ухудшилось – Fable 3 была далеко не так хороша, как Fable 2, количество активных игроков в Halo 4 упало с вершины чарта всего через два месяца после ее выхода, в то время как Halo 3 держалась в топе целых три года, а Gears of War: Judgment было сложно сравнить с культовой Gears of War 3.

Другая проблема заключалась в том, что Microsoft отошла от разнообразия в игровой линейке и предпочла развивать уже известные франшизы: Halo, Gears of War, Fable и Forza. В совокупности со слабым набором развлечений для Kinect, позиции Xbox 360 сильно пошатнулись.

Релиз Xbox One полностью проигнорировал потребности фанатов. Microsoft была слишком занята продвижением нового Kinect и интеграцией с телевизионным контентом. А в следующей части статьи, мы вспомним самую провальную презентацию в игровой индустрии, поговорим о релизе Xbox One, расскажем, как Фил Спенсер (Phil Spencer) вывел бренд Xbox из глубокого кризиса и вы узнаете, что ждет Xbox в будущем.

Поделиться: