Обзор Chernobylite

28.09.2021 в 10:55 Pavel Larionov

Польский STALKER в Зоне Мультивселенной

Chernobylite — любопытная смесь хоррора, шутера от первого лица с элементами выживания от польской студии The Farm 51 (создатели Get Even, World War 3, Deadfall Adventures) в духе серии игр S.T.A.L.K.E.R. (с участием некоторых разработчиков оригинального сталкера). Пробравшись в охраняемую зону отчуждения вокруг печально известной АЭС, вам предстоит познать все тонкости выживания сталкера в токсичной среде и избрать своё космическое предназначение, среди множества возможных вариантов.

Наливайте чаёк и рассаживайтесь поудобнее, камрады, сегодня я расскажу вам одну из легенд Зоны о бесстрашном украинском физике, Игоре «Игоревиче» Химинюке, который вместе с двумя российскими наёмниками Антоном и Оливером, бывшими вагнеровцами, проник на чернобыльскую атомную электростанцию. В те времена там заправляла транснациональная корпорация НАР, выкупившая всю территорию вокруг станции у правительства Украины, ради страшных экспериментов. Вы спросите, зачем это всё Химинюку, ответ прост – женщина, он хочет разыскать свою невесту Татьяну Амалиеву, пропавшую в тех краях много лет назад.

Добравшись до активной зоны реактора, герои видят аномальные кристаллы, светящиеся зелёным цветом, собственно это и есть «Чернобылит» (именно так переводится название игры). Откуда ни возьмись появляется Чёрный Сталкер и убивает одного из вагнеровцев. Однако перед этим Игорь успевает схватить небольшой кристалл чернобылита, вставляет его в наспех сварганенную ручку из-под дрели и открывает межпространственный портал, куда они благополучно сбегают от Чёрного Сталкера и возвращаются на заранее арендованный склад.

  • Chernobylite 14

Здесь стартует основной геймплей. Склад станет вашей базой, где вы будете спать, есть, строить различные станки и лаборатории, чтобы производить и модифицировать необходимое оружие, патроны, лекарства и прочее снаряжение, о комфорте забывать тоже не стоит. На третьем этаже базы находится смотровая площадка, откуда открывается вид на Зону — это ваша тактическая карта. Игровой процесс условно разделён на дни. Типичный будний день в Chernobylite начинается с выслушивания предложений от соратников по команде, затем вы берёте бинокль и раздаёте им задания в одной из пяти локаций и выбираете сюжетную миссию для себя, после чего достаёте чернобылитовую дрель и открываете портал. Формально главный герой может идти на любое другое второстепенное задание, не стоит тратить на них время, сюжетные за вас никто выполнять не будет, а как минимум половина из них всё равно сводится к найди-принеси.

Кроме Оливера, выжившего наёмника из пролога, по ходу событий вам встретятся ещё четверо чудаковатых персонажей, каждый со своей трагичной историей, мутным прошлым и скрытой мотивацией. Со временем их можно будет завербовать в свою команду, вооружить, а взамен научится у них кое-чему полезному. Прокачка главного героя идёт именно за счёт умений союзников, вы как бы просите их обучить вас (за очки опыта) премудростям сталкерной жизни: Михаил подскажет, как собирать больше ресурсов, Оливер научит лучше стрелять из револьвера (+50% урона), Сашко прокачает ваши физические навыки (более быстрый бег), а Ольга объяснит, как рациональнее складывать вещи в рюкзак, то есть откроет вам дополнительные ячейки в инвентаре.

В общей сложности по пять перков от каждого члена разношёрстной гоп-компании. Надо признать, что соратники пускай немного гротескные, но все они довольно яркие личности со своими тараканами в голове. Ольга, например, фем-активистка из Минска, Сашко – бывший член московской банды, а Таракан, по всей видимости, контуженый ликвидатор из Озёрска, где в 1957 году произошёл мощный радиоактивный выброс (реальная катастрофа). У каждого в загашнике свой большой вагон и телега, которую они вам обязательно задвинут при личном общении. Истории персонажей отлично вписаны в контекст как реальных, так и вымышленных событий. Потратить лишнюю минутку, чтобы послушать байки Михаила гораздо увлекательнее, чем пытаться понять весь псевдонаучный бред, стоящий за чернобылитом, которым вы сверлите дыры во времени и пространстве. Содержать союзников на базе задача непростая и зависит от уровня сложности. Их нужно хорошо кормить и обеспечивать комфортные условия проживания на вашем складе, подо что выделены отдельные ветки и показатели в режиме строительства.

Крайне важно учитывать их настроения, когда игра будет ставить перед вами очередной судьбоносный выбор. Практически при любом раскладе кто-то одобрит ваше решение, а другой останется недоволен. Если довести отношения с одним из сопартийцев до красной черты, он просто уйдёт от вас, а его помощь может пригодиться вам во время финальной миссии. Благо что вам не нужно много переигрывать, чтобы исправить определённые события, но об этом чуть позже. В конечном итоге, как только вы соберёте всю необходимую информацию, факты, инструменты и восстановите все воспоминания, отряду самоубийц предстоит финальный рейд на штаб-квартиру НАР и реактор, где вам уготовано вершить ни много ни мало судьбу всего человечества перед лицом «Монолита» — Чернобылита.

  • Chernobylite 9

Вы Сталкеров продаёте? Нет, только показываем…

Буквально с первых вылазок на территорию Зоны становятся очевидны отсылки к культовой серии игр. Chernobylite откровенно старается походить на Сталкера, прыгать как Сталкер, крякать как Сталкер… и, к сожалению, выглядит как Сталкер, то есть как игра 10-летней давности, по крайней мере, в версии для Xbox One / Xbox Series S (игра не оптимизирована под новое поколение и, по всей видимости, работает в 900р 30FPS). Разочарование от визуальной части картинки подкрепляется тотальной серо-коричневой цветовой гаммой с зелёными вкраплениями, правда, порой игре всё же удаются неплохие панорамные виды. Все персонажи поголовно носят противогазы или маски, чтобы лишний раз не пугать игрока.

Стоит отметить, что разработчики уже работают над нативной версией игры для консолей Xbox Series и PlayStation 5, подробности о которых нам обещают раскрыть в ближайшем будущем.

Сказавши это, нельзя обойти стороной глубокую обволакивающую атмосферу безысходности брошенного города и постоянной опасности под стать лучшим представителям жанра инди-хорроров, достигаемой звуком, живой природой и галлюцинациями главного героя. Эта сторона игры, безусловно, удалась авторам Chernobylite на все 100%. Гнетущая фоновая музыка с загадочными гитарными рифмами, стрекотом мутантов, раскатами грома, эффектами тумана и дождя, внезапно оживающими куклами, где даже скрип двери, раздавшийся в нужный момент, может реально напугать даже бывалого сталкера. Удачную атмосферу хоррора усиливают видения и слуховые галлюцинации, которые Химинюк испытывает постоянно. Пропавшая невеста мерещится ему буквально во всём, в любой красной тряпке, рисунке на стене или памятнике. С каждым шагом он слышит её голос, но все поиски тщетны.

Среди других положительных сторон игры важно отметить геймплейную и сюжетную вариативность. У вас всегда есть несколько вариантов, как поступить в той или иной ситуации. При желании большую часть заданий можно проходить без убийств, практически от любого врага, в том числе Чёрного Сталкера, можно убежать, он даже любезно предоставит вам небольшую фору. Либо вы можете расставлять ловушки и применять удушающий приём со спины, если захотите проходить Chernobylite по стелсу. Ну или просто отстреливать всех вокруг как терминатор. У каждого выбора есть обратная сторона, Химинюк далеко не бездушный убийца. Застрелив несколько людей подряд, неизбежно пострадает его психика (отдельная шкала состояния персонажа). В глазах начнёт темнеть, руки станут как ватные, а ноги еле слушаются. В таком стрессе Игорь будет уже не в состоянии, что-либо делать. Прийти в себя поможет водка, либо успокоительное средство, которое вы можете изготовить на костре. В лучших традициях STALKER, присутствуют элементы симуляции. От принятых вами решений несколько меняется обстановка на уровне: степень поражения чернобылитом, меняющиеся погодные условия, количество врагов мутантов и патрулей НАР. Например, если вы слишком часто убиваете наровцев, то с каждой новой миссией, они будут становиться всё более многочисленными, в их рядах будет больше бронированных солдат, экипированных более мощным оружием, а сержанты смогут вызывать подмогу. Конечно, есть соблазн просто запастись водкой и перестрелять всех вокруг, но Chernobylite всё же не совсем шутер, прицеливание с геймпада не рассчитано на динамичный бой. Добавьте к этому серо-коричневый камуфляж врагов, который абсолютно неразличим на фоне серо-коричневой гаммы всей игры.

Вопреки широким возможностям, глобально мир игры скорее статичен, здесь не происходит никаких случайных событий или перестрелок между фракциями. Оказавшись на уровне, кроме сюжетной задачи, вам нужно будет ещё пропылесосить карту на предмет ресурсов (с нездоровым креном в сторону грибов) и улик, которые подсвечены в виде дополнительных маркеров на радаре, что превращает львиную долю игрового времени в унылую рутину. Формально вы не обязаны собирать всю команду или проходить все сюжетные миссии. Отправится на финальное задание прямо в первый день никто не запрещает, вот только без прокачки и помощи союзников взять охраняемый объект в одиночку кавалерийским наскоком вряд ли получится.

Одной из уникальных находок Chernobylite является сюжетно обоснованное отсутствие смерти главного героя. Словив маслину от наровцев, есть шанс очнуться у них в плену, откуда можно просто сбежать, либо вы попадёте особую червоточину, где будут отображены все сюжетные повороты в виде реконструкции ваших воспоминаний. При достаточном количестве чернобылита можно изменить принятое ранее решение сразу, либо бесплатно обнулить воспоминание, и тогда эта миссия вновь появится у вас на тактической карте. Благодаря чему, вам не придётся перепроходить всё заново, чтобы изменить какое-то из решений в начале игры, за исключением финальной миссии.

Всё по секретным документам

Выяснение истоков создания Chernobylite показывает, что это игра выросла из VR-проекта экскурсии по Чернобылю. Реальные ужасы трагедии, очевидно, сподвигли разработчиков к созданию сталкероподобного хоррора на базе имеющегося материала, а необходимые деньги студия собрала через краудфандинговую платформу Kickstarter. И хотя не все механики из рекламных роликов дошли до финального релиза, с точки зрения погружения в виртуальную Припять с полностью достоверными зданиями больницы, кафе, гостиницы, дворца культуры игре совершенно точно удалось. Исторически сложилось так, что пол страны и по сей день живёт как в зоне отчуждения безо всякой ядерной катастрофы, поэтому уровни игры ощущаются почти как домашние пейзажи. Такое себе, конечно, достоинство, порождённое уродливостью нынешнего быта некоторых постсоветских пространств, но она воспроизведена в игре довольно точно, что делает Chernobylite реалистичной, вопреки всем графическим недостаткам обозреваемой версии.

  • Chernobylite 6

Не Чернобылем единым хороша игра, если можно так выразиться. В диалогах Химинюка и союзников видна большая работа по освоению фактологического материала. Серьёзно затронуты реальные радиационные катастрофы вроде той же аварии 1957 года в челябинской области, испытания ядерного оружия на северных островах, и как от этого впоследствии страдали мирные жители. По большому счёту в Chernobylite вполне можно было сделать режим виртуальной экскурсии с историческими зарисовками трагических страниц нашей общей истории, а из Чёрного Сталкера вышел бы отличный гид.

Иииигааарь, Ииииигарь…

Отдельным пунктом придётся попинать озвучку. Я понимаю что наличие локализации в играх на Xbox для русскоязычного комьюнити больная тема, но всё же. Chernobylite доступна полностью на русском языке. На великом и могучем озвучены абсолютно все диалоги, но так, что лучше бы этого не было или было сделано по-другому. Ещё задолго до финальных титров, очевидно, что голосов на самом деле немного, а новые появляются путём примитивных синтетических манипуляций. Доходит до того, что в самые напряжённые моменты игры натужные женские завывания «Ииигарь, Иииигааарь…» просто ломают всю атмосферу хоррора. Я не беру в расчёт ни качество текста, ни смысловое содержание фраз, исключительно по самим голосам слышно, как эти люди неохотно выдавливают из себя звуки с полным пренебрежением к тем словам, что они произносят. Эмоциональные оттенки звучат как глупое кривляние перед микрофоном, а переговоры по рации больше походят на телефонный пранк. Справедливости ради надо отметить, что проблема касается не только русского дубляжа, на английском Chernobylite звучит не многим лучше, хотя, из-за меньшей псевдоэмоциональности иностранная речь вызывает чуть меньше отторжения.

В техническом плане никаких серьёзных ошибок нет. Версия для Xbox Series S идентична той, что на Xbox One S и все её визуальные особенности мы разобрали выше. В ходе прохождения единственной проблемой было то, что иногда игра некорректно возвращалась к предыдущему автосохранению, вследствие чего меня возвращало на базу, а текущее задание засчитывалось как проваленное. Таковы реалии пресс-версии, разработчики готовят патч первого дня, который должен устранить известные ошибки, но для собственного спокойствия лучше почаще сохраняйтесь вручную.


Стоит ли расчехлять ОЗК, чтобы отправиться в виртуальную Припять за очередной дозой радиации? Если вы фанат серий S.T.A.L.K.E.R. и ещё полгода ожиданий второй части для вас невыносимы, то Chernobylite может стать для вас отдушиной и подарит схожие ощущения, если вы не сильно требовательны к современной графике и качеству озвучки. Любители хорроров также могут испытать свои нервы на прочность, так как игра от души заполнена глубоко реалистичной атмосферой и действительно умеет пугать и удивлять некоторыми сюжетными поворотами. Просто не ждите от Chernoblylite хорошего экшена, а его затянутость целиком и полностью зависит от вашего желания раскрывать все сюжетные цепочки.


Chernobylite выходит на Xbox One, Xbox Series X|S (обратная совместимость) и PlayStation 4, PlayStation 5 (обратная совместимость) 28 сентября 2021 года. Цена в Microsoft Store составляет 29,99 долларов. Игра полностью на русском языке включая озвучку, интерфейс и субтитры.

Достоинства:

  • Воссозданный дух S.T.A.L.K.E.R.
  • Колоритные персонажи
  • Сюжетная и геймплейная гибкость
  • Обилие разных концовок
  • Возможность менять выбор без перезапуска прохождения
  • Исторически достоверное окружение

Недостатки:

  • Серо-коричнево-зелёная цветовая гамма
  • Нестабильный возврат к автосохранениям (должны исправить патчем первого дня)
  • Текстуры низкого разрешения
  • Низкопробная бездушная озвучка
  • Множество однообразных заданий

Следите за скидками и новостями Xbox через наш Телеграм канал и группу Вконтакте

Поделиться: