Как повлияет отсутствие эксклюзивов на запуск Xbox Series X?

Xbox Series X Gears 5

Анализ стратегии Microsoft от Digital Foundry для журнала Eurogamer

Как правило, в первое время после запуска новой консоли игрокам доступно буквально несколько игр, но таких, которые демонстрируют возможности нового железа в сочетании уникальным игровым опытом, который не был бы возможен на старых системах. Пускай, не все эти игры в итоге получили продолжение или стали шедеврами, но они по праву занимают своё особое место в наших сердцах, именно такой была игра Ryse: Son of Rome на запуске Xbox One. Однако сейчас в Microsoft решили пойти другим путём: первые два года после выхода Xbox Series X все игры от внутренних студий будут доступны и на Xbox One. Да, с одной стороны в этот переходный период никто не останется позади, но удастся ли сохранить ли новаторский дух в новой консоли?

Как уже известно, глава Xbox Game Studios Мэтт Бути в своём недавнем интервью для MCV Develop сообщил что:

Наш контент выходит в следующем [2020] году, и таким образом, в течение двух лет все наши игры, будут играбельны на новом и предыдущем семействе устройств, подобно тому как это происходит на PC.


Мы хотим быть уверенными, чтобы все, кто вкладывается в Xbox уже сейчас [до выхода XSX] понимали, что это хорошие инвестиции, а мы покажем им это с помощью своего контента.

Короче говоря, Microsoft будет выпускать собственные игры как для Xbox Series X, так и для Xbox One [и PC]. До этого интервью мы уже знали о том, что Halo Infinite выйдет на Xbox One, но статус других проектов был менее понятен. То есть, недавно анонсированная Hellblade 2, которая, по словам Фила Спенсера, «задействует всю мощь Xbox Series X», очевидно, выйдет и на Xbox One. То же самое, видимо, касается ещё не анонсированных игр серии Forza Motorsport и Forza Horizon. Если эти игры «разработаны так, чтобы использовать всю мощь Xbox Series X», что же будет на устаревшей консоли от Microsoft?

Тут стоит заметить, что разработка игр в принципе является довольно адаптивной штукой, так как PC-версии изначально предполагают совместимость с самым разным аппаратным обеспечением. В данном случае это, своего рода, прецедент. Возможность менять разрешение и частоту кадров само по себе уже позволяет конкретной игре охватывать довольно широкий спектр CPU и GPU. Но когда речь заходит о консолях, эта проблема становится более сложной. Помимо графики, есть ещё две ключевые области, где Xbox Series X серьёзно отличается от предшественника: это новая архитектура процессора AMD Zen 2 с тактовой частотой 3,2 ГГц [против Jaguar с частотой 1,75 ГГц в Xbox One S] и пропускная способность SSD накопителя [против обычного жёсткого диска с механической головкой, чья пропускная способность в 40 раз меньше].

В такой ситуации у разработчиков всё же есть некоторые пути решения данной проблемы. Например, версия игры для XSX может быть ориентирована на 60 fps и выше, а её эквивалент для Xbox One будет иметь предельный показатель в 30 fps. Суть в том, что двукратное снижение частоты кадров уменьшает нагрузку на центральный процессор, то есть всё: от моделирования мира до физики и анимации, будет гораздо проще обрабатываться. Существуют и другие способы сокращения нагрузки на процессор, некоторые из них мы уже наблюдали в Halo 5 и Destiny 2, где скорость анимации противников зависит от того, насколько далеко они расположены от камеры. Проще говоря, чем дальше враги, тем меньше частота их обновления. Другим относительно лёгким способом является сокращение детализации игрового мира, то есть уменьшение количества игровых объектов, что очевидным образом снижает требования к процессору и памяти. Снижение уровня детализации, вероятно, и станет основной стратегией портирования игр, но для этого плотностью объектов и их разнообразием придётся пожертвовать. В качестве наглядного примера достаточно сравнить версии Forza Horizon 2 для Xbox 360 и для Xbox One.

В нашем прошлом материале мы разбирали, как переход на SSD может радикально сократить время загрузки, и именно здесь мы должны задаться вопросом, насколько необходимость поддержки механических жёстких дисков будет ограничивать масштаб и область применения новых игр?

С другой стороны, у нас есть конкретные примеры успешной оптимизации, а именно портирование игр с Xbox One и PlayStation 4 на Nintendo Switch. Там вы увидите многие компромиссные решения, которые мы уже обсуждали, и при этом версия игры Ведьмак 3 для Nintendo Switch наглядно показывает, что адекватный перенос игры на менее мощную консоль вполне возможен. Несмотря на то что текущее поколение консолей от Sony и Microsoft имеют восьмиядерные процессоры со средней тактовой частотой 1,6 ГГц, в то время как в Nintendo Switch стоит четырёхъядерный мобильный ARM-процессор с тактовой частотой 1,0 ГГц. У нас также есть пример со стороны Microsoft, которая совершила настоящее чудо, портировав Rise of the Tomb Raider на Xbox 360.

Хоть эта игра изначально создавалась для Xbox One, талантливым разработчикам версии для Xbox 360 всё же удалось достичь впечатляющих результатов. Но стала бы Rise of the Tomb Raider такой же впечатляющей как на Xbox One, если бы Crystal Dynamics изначально учитывали выход игры на Xbox 360 на начальной стадии проектирования? Известно, что такие игры как Dead Rising 3, Ryse: Son of Rome и Killer Instinct начинались как проекты для Xbox 360, но в процессе разработки они превратился в нечто совершенно технически иное, что в итоге установило новую планку для современных технологий рендеринга, но от выпуска этих игр на Xbox 360 полностью отказались.

Безусловно, тут всё в руках разработчиков, но поддержка машин предыдущего поколения, так или иначе, будет ограничивать потенциал новых игр, и в этом наша главная озабоченность по поводу новой стратегии Microsoft. Кроме того, нам никак не обойти тот факт, что Xbox One S уже из последних сил вытягивает проекты 2019 года, так как же он справится с играми следующего поколения?
Однако, в случае Xbox One X всё не так плохо. Во-первых, после выхода Xbox Series X ваш Xbox One X не станет внезапно устаревшей консолью. Шесть терафлопс вычислительной мощности позволили ей обеспечить максимально лучшую картинку в играх текущего поколения, и в перспективе, пускай без 4К, 60fps и аппаратной трассировки лучей, игры с Xbox Series X вполне достойно могли бы выглядеть, например, в 1080р/30fps.

Во-вторых, концепция выпуска игр для разных поколений Xbox сопряжена с обратной совместимостью, что исключает повторную покупку одних и тех же игр для разных платформ. С нашей точки зрения, в принципе, так и должно быть, но, к сожалению, было возможно только на PC. Короче говоря, обратная совместимость является неоспоримым преимуществом стратегии Microsoft, но будут ли делать то же самое и другие издатели, и последует ли Sony такому примеру? Пока что трудно представить, чтобы ключевые эксклюзивы стартовой линейки PlayStation 5 вышли бы за рамки новой платформы, хотя сторонним издателям, вероятно, всё же придётся выпускать игры на оба поколения в переходный период, чтобы окупить свои вложения.

Если новые игры должны соответствовать старому оборудованию, то почему бы не обновить каталог старых игр для новой консоли? Это схема отлично сработала для Xbox One X с «улучшенными» версиями игр. Точно так же нам стоит ожидать подобных «улучшений» для Xbox Series X, особенно для игр, где и так используется динамическое масштабирование разрешения. Мало кто из нас отказался бы сыграть в Forza Horizon 3 в 4К/60fps или Forza Motorsport 7, Halo 5 или Gears 5 в 4K/120fps или даже 8K c 30fps, не говоря уже и о других возможных улучшениях графики.

В конце концов у нас есть три вопроса. Если PlayStation 5 будет иметь полноценные эксклюзивы, то Xbox Series X опять отстанет на старте? Второй,  если действительно разрабатывается менее мощная система Lockhart – условный Xbox Series S c 4TF, то как она будет сосуществовать вместе с Xbox One X [с 6TF]? И, наконец, насколько разработчикам придётся урезать игры нового поколения для Xbox One S? Со временем, после выхода новых консолей и новых игр для них, мы увидим, как разработчики из Xbox Game Studios и других студий справятся с этой сложной задачей в этот непростой транзитный период.

Xbox LIVE: GOLD на 3 месяца
Xbox LIVE: GOLD на 6 месяцев
Xbox LIVE: GOLD на 12 месяцев
Xbox Game Pass Ultimate на 1 месяц
Xbox Game Pass Ultimate на 3 месяца
Xbox Game Pass на 3 месяца
Xbox Game Pass на 6 месяцев

Xbox LIVE: GOLD на 3 месяца
Xbox LIVE: GOLD на 6 месяцев
Xbox LIVE: GOLD на 12 месяцев
Xbox Game Pass Ultimate на 1 месяц
Xbox Game Pass Ultimate на 3 месяца
Xbox Game Pass на 3 месяца
Xbox Game Pass на 6 месяцев

Следите за новостями и скидками в нашей группе Вконтакте

Поделиться: