
Симулятор русского бездорожья, обзор игры Spintires: MudRunner от редакции сайта
В преддверии выхода продолжения реалистичного симулятора покорения бездорожья – SnowRunner мы решили вспомнить и написать обзор на первую часть игры под названием MudRunner, известную ещё как Spintires. Удивительно, но релиз игры мог бы никогда не состояться. Дело всё в том, что изначально этот проект разрабатывался нашим соотечественником Павлом Загребельным для конкурса Havok Physics Innovation Contest, проводимого компанией Intel в 2008-2009 годах.
Цель конкурса заключалась в продвижении продуктов Havok Physics и Havok Animation, используя эти инструменты, участники должны были представить демоверсию, демонстрирующую технологии Havok. По итогу проведения конкурса Spintires заняла первое место в номинации «Лучшая многопоточная игра» и второе место за лучшую игру, оптимизированную для графики Intel. Так, проект, отмеченный наградами и тепло встреченный публикой, отправился в непростой и длинный путь к прилавкам магазинов через краудфандинговую площадку Kickstarter.

Spintires вышла на Kickstarter в 2013 году от разработчика Oovee Game Studios – независимой студии, основанной в 2007 году Зейном Сакстоном и с пропиской восточного побережья Великобритании. За это время программисты подготовили написанный с нуля движок VeeEngine, специально оптимизированный для этого конкретного игрового жанра. Преимуществом движка стала уникальная и гибкая модель взаимодействия транспортных средств с грязью и водой. Специальная модель взаимодействия текстур позволила процедурно деформировать выбранные области любым физическим объектом, благодаря этому авторы добились впечатляющего поведения грязи. Впоследствии игра за эту фишку получила неофициальное название от фанатов – гряземес (глиномес) и даже спустя семь лет вы вряд ли сможете найти подобную модель поведения почвы в другой игре. Кроме того, структура движка поддерживала XML и LUA сценарии, что позволяло легко использовать моды от сообщества.
Собрав более £ 60 000 из £ 40 000 необходимых средств Spintires отправилась на доработку и 12 июня 2014 года Spintires вышла на PC. Получив больше минимальной суммы, студия смогла добавить в игру кооперативный мультиплеер, дополнительную технику и вид из кабины. После релиза между авторами игры и издателем по какой-то причине испортились отношения, а выпуск всех доработок и планируемых обновлений был приостановлен. В этот период на помощь пришла поддержка пользовательских модификаций и популярность Spintires среди игроков не спадала ещё долгое время.
В конце августа 2017 года об игре вновь заговорили профильные СМИ, виной тому стал показ трейлера Spintires: MudRunner на выставке Gamescom.
В это время Spintires была представлена под новым именем от новой студии и издателя. За разработку MudRunner отвечала студия Sabre Interactive, а издателем выступила Focus Home Interactive и общими усилиями 31 октября 2017 года игра вышла на Xbox One, PlayStation 4 и PC, через год грузовики добрались до Nintendo Switch. Новинка обросла новыми картами, транспортными средствами, доработанной физикой, улучшенной графикой и другими улучшениями. Позднее игра получит бесплатные DLC: The Valley, The Ridge. Для MudRunner также вышло платное продолжение под названием American Wilds, добавляющее американские грузовики и две карты северных штатов США, вдохновлённые Монтаной и Северной Дакотой. В октябре 2018 года вышло полное издание под названием MudRunner – American Wilds Edition, включающее в себя все вышедшие ранее DLC. Чуть позднее, в декабре стандартное издание станет бесплатно доступно подписчикам Xbox Game Pass.
Что же представляет и предлагает MudRunner игрокам?
Начнём с того, что это действительно хардкорный симулятор вождения советской техники по бездорожью в окружении сибирской тайги. В игре представлены марки и модели таких автомобилей как: КАМАЗ, МАЗ, УАЗ, ЗИЛ, УРАЛ и даже ЗАЗ. Визитной карточкой же стал четырёхосный седельный тягач разработки Минского автомобильного завода, который попал на официальную обложку игры. Задайтесь вопросом, где в реальности предоставиться возможность управлять такой махиной? На ум приходит армия и масштабные стройки, но и там не каждому доверят подобное имущество.

В игре нет сюжета, пользователю предлагается набор карт-песочниц, а задача сводится к поиску места погрузки брёвен и доставки их на лесопилку. Да, кажется весьма скучным. Да, невозможно представить, что игра способна предложить захватывающий дух и азарт игровой процесс, не будь ты фанатом «Дальнобойщиков». Однако это лишь заблуждения и не более того.
Каждая карта имеет свой уровень очков, которые можно потратить на активацию стартовых автомобилей и их комплектацию (захватить запасное колесо, установить ремонтный кунг, манипулятор для погрузки брёвен, ёмкость для топлива и другие доступные обвесы). Перед запуском придётся принимать решение, на какой технике отправитесь в рейд. Это вовсе не означает, что карту придётся проходить на выбранных автомобилях, поскольку во время исследования начнут встречаться готовые образцы техники, но зачастую требующие ремонта и заправки.

MudRunner богата на подобные детали и поэтому вам постоянно придётся следить за уровнем топлива, следить за его расходом, вовремя включать/выключать блокировку дифференциала и в зависимости от ситуации пересаживаться на имеющиеся автомобили, а ещё это та «гонка», где ручное управление коробкой передачи и управление ручным тормозом «решают». И здесь раскрываются остальные механики во всей красе: утопить автомобиль при заходе вброд? Легко! Сесть на брюхо в разбитой колее? Запросто! Перевернуться с вершины холма? Да как два байта переслать! В, казалось бы, безвыходной ситуации вы пересаживаетесь на что-то проходимое, в идеале с полным приводом, и отправляетесь на спасательную операцию, но лучше всего, когда на помощь приходит верный товарищ и вы вместе думаете, как вызволить пострадавшую машину, используя доступные средства. Запомните, после остановки всегда ставьте машину на ручник!

Сломанный автомобиль без бензина, застрявший далеко в глуши, отодвигает все планы по доставке леса. В голове уже рождается план вызволения пострадавшего: ЗИЛком подвозим бензин, в это время друг везёт ремонтный кунг, а вытягивать будем шестиосником, который доставим с другого края карты. При этом на поведение техники влияют прикреплённые прицепы и не факт, что под рукой окажется внедорожник способный вытащить всех из ловушки. Повреждённый автомобиль может заглохнуть и в процессе буксировки от него мало толку, поэтому спасательную операцию придётся разбить на несколько этапов.
Визуально эта игра действительно выделяется на фоне остальных, наблюдать за налипшей грязью на массивные протекторы покрышек – мечта офисного планктона. Проехаться и днём, и ночью по удалённым, пусть и вымышленным, но родным местам на отечественной технике – бесценное удовольствие.


Окружение кажется живым, грузовик цепляет ветки, валит с хрустом кусты и небольшие деревья, подбирает грязь, а буксующие колёса отшвыривают куски земли в разные стороны, а если заехать в реку, то колёса станут снова чистенькими. Транспортные средства получают урон при неаккуратном вождении, попавшая в двигатель вода может обездвижить грузовик до тех пор, пока вы не отбуксируете в безопасное место и не отремонтируете его. Буксировка транспортных средств и прицепов на уклонах опасны, вы можете легко перевернуться или прицеп утащит вас вниз по крутому склону. Вам всегда придётся балансировать между риском и хладнокровным просчётом маршрута, потеряв эту тонкую грань, придётся вновь организовывать спасательную операцию.
Полностью получать удовольствие от игрового процесса получится после осознания того, что нет смысла торопиться доставлять брёвна на лесопилку. Играя в кооперативе, вы начнёте придумывать собственные челенджи и, таким образом, пройденные карты не утратят интерес, а бросят для вас новый вызов.
С другой стороны, в игре есть к чему придраться: тут капризная камера, требующая особой сноровки, кривоватый сетевой код и скудное музыкальное сопровождение. Нет, если говорить про звуки автомобилей то, это больше похоже на авто-техно-порно: скрипящие тормозные колодки, звук работы пневматической системы тормозов, рык двигателя, как и момент запуска – звучат внушающе, но нет фоновой музыки или аутентичного радио, не хватает разнообразия звуков двигателя и работы на разных оборотах, другими словами, иногда без музыки скучновато. Играя ночью не виден свет фар напарника, а фантомная модель грузовика, как и крайне схематичный вид из кабины не дополняют атмосферу погружения.

На самом деле, всё это такие мелочи, которые указаны больше «для галочки», тем более они простительны небольшой инди-студии с небогатым опытом и относительно небольшим бюджетом. Главное, авторы смогли завершить разработку и доставить до полок магазинов этот уникальный симулятор бездорожья, подарив игрокам десятки часов захватывающего геймплея.
SnowRunner
28 апреля 2020 года – красный день календаря для поклонников MudRunner, в этот день выйдет прямое продолжение реалистичного симулятора – SnowRunner. В этот раз действие игры развернётся на просторах Аляски, Мичигана и Таймыра. Разработчики заявляют о том, что в игре появятся огромные карты размером 30 квадратных километров, в то время как в оригинале карта была ограничена лишь 8.25 км². Из активностей уже подтверждены как и классическая перевозка леса, так и постройка мостов, зданий, ремонт газопроводов, расчистка заграждений на дорогах, доставка негабаритных грузов, стройматериалов, товаров и спасение автомобилей (с помощью тяжёлого крана). Контрольно-пропускные пункты из первой части заменены на тоннели, поэтому по-прежнему придётся планировать маршрут при перевозке грузов.

Доработана физика воды, грязи и снега, причём снег будет учитывать впитывание влаги. На сложных участках мы сможем устанавливать цепи, а для преодоления речек устанавливать шноркель! К кастомизации автомобилей подошли серьёзно. Теперь каждое транспортное средство имеет кабину и свою физическую модель. Можно устанавливать разные двигатели, КПП, изменять подвеску, размер и тип шин, красить элементы кузова и выполнять другую кастомизацию.
Вероятно, самое главное: Заявлена поддержка пользовательских модов в консольных версиях SnowRunner!
Наконец, SnowRunner обзаведётся премиум изданием и сезонным пропуском. Выходящие дополнения дополнят игру картами из оригинальной части игры, которые теперь станут снежными, добавят новые автомобили, кастомизацию, активности и многое другое. Более подробно вы можете посмотреть в трейлере, посвящённом сезонному абонементу и премиум изданию. Если оформить предварительный заказ, то вам подарят грузовик грузовик Navistar 5000-MV.

MudRunner – единственная в своём роде игра, предназначенная для нишевой аудитории и снискавшая популярность во всём мире благодаря оригинальным идеям. Она идеально подойдёт для неспешного геймплея по сети с другом и поможет разгрузиться вам после рабочей недели. Эмоции, полученные в MudRunner, вы запомните надолго и ещё не раз вернётесь в тайгу, сидя за баранкой брутального тягача. Повторить опыт MudRunner способны лишь сами авторы и, похоже, они готовы это сделать и даже кратно преумножить уже 28 апреля 2020 года!
Следите за скидками и новостями Xbox через наш Телеграм канал и группу Вконтакте